О подборе жиклеров по табличке разноцветной, в инете фигурируемой
Итак, дорогие читатели, дошли у меня руки до этой статьи. Запаситесь попкорном и колой, щас я буду в прах и пух разбивать очередную байку, довольно давно гуляющую по просторам интернета.
Итак. Давно уже в инете гуляет следующая табличка.
Какой-то, простите, поц, в Фотошопе нарисовал данную табличку, от фонаря прописал туда какую-то цифирь, и теперь все юные начинающие автолюбители 20-ти лет от роду считают эту табличку чуть ли не эталоном, и упорно подбирают жиклеры именно по ней. Игнорируя все попытки до них достучаться. А когда начинаешь им рассказывать, что табличка эта ПОЛНОСТЬЮ БЕСПОЛЕЗНА, начинают тыкать ею под нос со словами «смотри, вот я в инете нашел, чо ты тут мне рассказываешь». И пофиг, что я в месяц делаю до двадцати-тридцати карбов, что у меня опыта работы больше, чем у них в браузере историй поиска по ключевым словам «большие сиськи крупным планом смотреть он-лайн без СМС и регистрации». Табличка эта считается ими истиной в последней инстанции. Кстати, их несколько вариантов. Тот же грамотей рисовал, не иначе.
Кто мне скажет, коЛЛичество – проверочное слово Колли, да?
А потом приезжают такие автолюбители, с подобранными жиклерами по этих табличках, с завернутым в первую камеру двойным носиком ускорительного насоса, приезжают, значит, они ко мне, стоят, плачут – помоги мол, машина нифига не едет, расход большой, уже устал заправляться – на объеме 1200 по городу 13 (тринадцать!!! Карл!!!) литров
Начнем хотя бы с того, что стехиометрическое соотношение в AFR у нас не 14.9:1, а 14.7:1 для бензина, 15.6:1 для пропана. А соотношение 14.9:1 – это вообще черт его знает что. Возможно, именно это соотношение даст топливо, получаемое известным всем Василием Алибабаевичем Али-Бабой путем подмешивания в него некоей части ослиной мочи.
Но народ, который подбирает жиклеры по этой табличке, с удовольствием уплетает подобную лапшу, обильно снимая ее со своих ушей. «Пипл хавает – и ладно» – вот так вот будет более правильно.
Идем дальше. Как работает связка топливный-воздушный жиклер в карбюраторе Солекс. Как показала практика, понимание работы карбюратора дано не всем. Вернее, понимать принцип работы карба могут не только лишь все, мало кто может это делать.
На фигуре ниже показано устройство эмульсионной камеры карбюратора Солекс.
Эмульсионная камера имеет два главных жиклера – топливный, устанавливаемый на дне эмульсионного колодца, и воздушный, устанавливаемый сверху. Воздушный жиклер имеет эмульсионную трубку с отверстиями. Диаметр отверстий и их расположение разное, что обуславливает степень обеднения смеси на разных оборотах.
Как это все работает. На незаведенном движке, либо же на режиме ХХ уровень в эмульсионном колодце примерно такой же, как и в поплавковой камере – закон сообщающихся сосудов. По мере набора оборотов количество воздуха, засасываемого через главный воздушный жиклер увеличивается, его доля в бензо-воздушной смеси также увеличивается. Он начинает поступать в эмульсионный канал через оте самые отверстия в эмульсионной трубке. Что происходит – чем выше обороты, и чем больше диаметр воздушного жиклера, тем уровень в эмульсионном канале можно считать МЕНЬШЕ, если учесть количество топлива, поступающее через главный топливный жиклер. То есть фактически воздушный жиклер ВИРТУАЛЬНО понижает уровень топлива в эмульсионном канале путем добавления к топливу части воздуха, количество которого зависит от диаметра воздушного жиклера, диаметра и расположения отверстий в эмульсионной трубке.
Очень классно это видно в движении по приборам. Я, когда приобрел себе ШДК LC-1, начал изучать работу карбюратора на разных режимах, в том числе и при движении. Картина следующая. Холостой ход – состав смеси выставляется 14.7:1 (на самом деле я делаю чуть богаче, где-то 14.4-14.5:1, это дает более мягкую работу движка и последний не так перегревается). Срабатывание УН – 12 с копейками к 1. Срабатывание переходной (режим неполных нагрузок, жиклер ХХ работает одновременно на ХХ и на переходную – 13.8:1). А вот на оборотах 2500 на 5 передаче, 90 км/час по трассе соотношение смеси на карбюраторе 21081 с жиклерами 95/165 в первой камере – 15.8:1, а с жиклерами 95/155 в первой камере – 15.2:1, то есть карбюратор Солекс на больших оборотах БЕДНИТ смесь, в чем его собственно и прелесть.
Это все при установившемся режиме нагрузок. Если нажать на педаль, о срабатывает УН + ЭМР, там смесь может спуститься до 14.1:1, то есть богатая. Но то все мелочи.
Теперь по таблице. Давайте посмотрим еще раз и разбор полетов по-порядку.
1. Воздушный жиклер 100 в первую камеру может ставить только первоклассник. Я имею в виду широко распространенные 2108, 21083 и прочее.
2. Кроме этих жиклеров, есть еще куча различных жиклеров как с тонкой, так и с толстой трубкой – 95 трубка 11, 100 трубка ZC, 135 трубка ZD, 190 трубка 11 и так далее. Но пЕйсатель, рисовавший эту табличку, конечно же не в курсе всего ассортимента завода ДААЗ
3. Воздушные жиклеры 125, 135, 145 с тонкими эмульсионными трубками предназначены ДЛЯ ВТОРОЙ КАМЕРЫ. Тулить их в первую можно разве что если у вас батя работает на нефтеперерабатывающем заводе и выносит оттудова бензин ведрами. Во всех остальных случаях заправки машины за свои бабки со своего же кармана, впрочем, это уже не мои проблемы
4. При жиклерах 92.5/165 Таврия отказывается нормально ехать – уровень в эмульсионном канале настолько мал при наборе оборотов, что существует сильный провал при переходе от переходной системы до ГДС – топливо с переходной уже закончилось, а с ГДС еще не успело подняться до МД и поступить в движок.
5. Минимально необходимый топливный жиклер для нормальной езды – 95 для БД 21 мм. Нельзя сильно зажимать машину по топливу, уменьшая до невозможности топливный жиклер. Это приводит наоборот не к экономии, а к перерасходу – топлива мало, машина тупит, больше открываем дроссельную заслонку, больше тянет смеси, отсюда и перерасход как не удивительно.
6. Соотношения топливо/воздух по этой табличке – они для каких карбюраторов? С какими диаметрами БД первой и второй камеры? Потому что скажем у 21081 БД первой камеры 21 мм, у 21053 23 мм, а у 21073 диаметры БД уже 24/24 мм. Так вот, для каких карбюраторов с какими диаметрами БД эта табличка, я вас спрашиваю? Ибо от диаметра БД зависит скорость воздуха, от которой в свою очередь зависит разрежение у малых диффузоров и количество засасываемого топлива. Чем меньше диаметр БД, тем скорость воздуха больше, больше разрежение, больше тянет смесь, топливная смесь получается БОГАЧЕ.
7. Если учесть, что жиклеры 125, 135 и 145 для второй камеры, то во-первых, во вторую камеру 95.2 вообще не ставится, а во-вторых, у второй камеры есть такая штука, как эконостат – при открытии второй камеры больше чем наполовину, разрежением над дроссельной заслонкой начинает тянуть смесь уже с эконостата, и там идет такая неслабая струя топлива, что вся эта табличка с ее соотношением воздух-топливо при открытии второй камеры уже до сфинктера.
8. Цифры в этой табличке получены путем деления значения топливного жиклера на значение воздушного жиклера, по крайней мере в первом столбце. Дальше не считал, ибо мне первого столбца хватило Это НЕ СОСТАВ СМЕСИ В ЛЯМБДА ИЛИ AFR, это просто табличка с цифрами
Состав смеси определяется количеством топлива, поступающего через ГТЖ, и количеством воздуха, проходящего через большой диффузор (и пропускной способностью БД по воздуху), на разных карбах имеющий РАЗНЫЙ ДИАМЕТР!!! А не путем деления номер воздушного жиклера на номер топливного. Причем я бы еще понял, если бы делили реальную пропускную способность жиклера (которая, как известно, имеет свои разбросы), а не просто то, что на них написано ))))))))))
Для примера следующая фигура. Слева – худо-бедно тарированный жиклер завода ДААЗ. По крайней мере, приблизительно он то, что на нем написано. Справа – безымянный жиклер китайского карбюратора LA. Я даже линиями наметил диаметры отверстий воздушных жилеров, ибо даже невооруженным взглядом видно, что они разные. Правый жиклер даже на мерную иглу надевать не охота, визуально видно, что он 180, а то и больше. Хотя на них написано «165″, и теоретически если верить табличке из интернета, они дадут одинаковый состав смеси (где, кстати? На каких оборотах? При каком диаметре большого диффузора первой камеры)?
Выводы. Табличка эта – херня полная, извините за плохой немецкий. Не тратьте свое время.
Хотя нет. Тратьте. Подбирайте. Мне ведь тоже на вас зарабатывать как-то нужно
Дополнение (2019 год).
Прислали мне вот такую вот замечательную табличку
Человек искал топливный жиклер 137.5, который заводом ДААЗ вообще не выпускается
Ради прикола загуглил. Да, жиклеры такие есть. Только для карбюратора снегохода Yamaha Viking 540. Выглядит это примерно так:
Как его запихнуть в Солекс или Озон, я пока плохо представляю.
Остальные жиклеры нарисованы просто от балды. Ибо у меня максимальный размер воздушного жиклера – 190 трубка 11, а тут даже 275 есть
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Для тех читателей, которые привыкли все же ДУМАТЬ, выкладываю вот такой вот замечательный график.
В двух словах – этот график показывает зависимость СО и СН от состава смеси. При обеднении смеси СО падает, а СН растет, и наоборот. Очередной камень в огород тем, кто не понимает как это все работает.
И для любознательных – на сегодняшний день в Украине действуют нормы токсичности, описанные еще в ГОСТ 17.2.2.03-87 ( бензиновые двигатели) и ГОСТ 21393-75 (дизельные)
Хочу заметить, что известная всем методика Порошина настройки ХХ «по горочке», судя по наблюдениям мной по лямбда-зонду, в домашних условиях позволяет выставить СО ниже 2.5% НА СЛУХ, что является в принципе неплохим результатом. Более точно – только стехиометрия по лямбда-зонду.
У меня Ваз 2106 с 1,5 л. двигателем. купил Солекс ПЕКАР 21053 с кулачком № 4 ускорительного насоса(кулачек поменяю на №5) расход 10+-(примерно), на старом советском озоне был 8,5+-. Какие жиклёры, трубки посоветуете, что бы на 1-ой камере экономить, но если нужно ускорится на 2-й. чтобы не было провалов. Езжу по в основном по городу и не много, в основном до 70 км в час, превышаю только в экстренных случаях при обгоне. Заказ буду делать у Вас, цены радуют. Заранее благодарю за помощь.
спасибо за помощь!!! хрен дождёшся называется…
Руслан, во-первых, этот сайт ведется мной в свободное время. Во-вторых, карбюраторы, а также все, что с ними связано, не является моей основной работой, а скорее хобби. И в третьих, я что-то не припомню, чтобы давал какие-либо обязательства сломя голову бросать все свои дела, и первым делом отвечать на письма.
Первое сообщение Вы написали 19 апреля, а втрое – 21. Я вот только сейчас увидел оба Ваши сообщения, ибо не всегда проверяю почту, на которую приходит уведомление от хостинга. Если бы Вы написали на economy@ua.fm, я бы ответил сразу, ибо это основная почта для переписок.
Но так как Вы наверное спешите, и Вам некогда подождать несколько дней, пока я разгребусь с делами, и у меня дойдут руки до отписаться на сайте, не смею Вас задерживать. Держитесь там, хорошего настроения и здоровья!!
«критикуешь — предлагай!» данные таблицы пользуются популярностью, потому что других нет. а подгонять карбюраторы к конкретному двигателю как-то надо. во всяком случае от чего-то отталкиваться. не у всех же есть беспрецедентный богатый опыт в постройке карбюраторов или профессиональные стенды для испытания карбюраторов или даже хотя бы для проливки жиклёров. вот и тыкаются молодые стритсракеры в интернет. а там только это. а обгадить то ведь несложно. наверное, такая статья должна заканчиваться приблизительно так: «предлагаю Вашему внимаю альтернативные таблицы подбора жиклёров для разных размеров диффузоров, значения в которых соответствуют действительности…»
Если честно – то мне абсолютно фиолетово какими таблицами пользуются все для подбора жиклеров – да хоть таблицами всеми известного Владимира Модестовича Брадиса.
Почему они неверные – написано выше.
Почему я не предлагаю альтернативные – а зачем? Все равно ж будут наугад тыкать, и жопомером мерить.
Все знают пиленный кулачок от Наиля. Я 10 лет всем рассказывал, почему этот кулачок приводит к перерасходу топлива, но у меня упорно спрашивали – а у тебя есть в продаже кулачок номер 4?
В итоге я окончательно подзаебался, и теперь я никому ничего не рассказываю. Я их просто продаю. Ведрами.
И знаете – как показала практика – это гораздо проще.
если Вы написали эту статью, то наверное, всё-таки не фиолетово.
«а зачем?» да как раз именно затем, чтобы не тыкать наугад! цель статьи какая? — образовательная или обгаживающая?
насколько я понял, здесь вроде речь идёт не про кулачки, а про таблицы подбора жиклёров и их достоверности. или я что-то упустил?
Цель статьи показать, что не все то варенье, что мажется на хлеб.
Юрий, не делайте мине нервы, иначе мне придется вспоминать пароль от сайта, и добавлять ваш IP в BAN.
На просторах инета существует еще стотысяч различных ресурсов на схожую тему. Если Вам что-то не нравится – я попрошу вас покинуть мой ресурс, иначе см. выше.
К сожалению Юрий вы правы. Статья и видео в ней не имеют никаких объективных подтверждений качества работы СПИРТа.Причина этого может быть только одна. Не соответствует заявленным параметрам. +375 336 ххх ххх вайбер, поделюсь по товарищески результатом своей работы. С док подтверждением незав техосмотра. Как косвенный признак-карбюраторный авто без катализатора в выпуске на холостых соответствует нормам токсичности 4-5 класса для авто с катализаторами. Остальные параметры смесеобразования на моём опыте близки к идеальным.
Сергей Александрович, вы немножко не в ту лужу…
В этой статье о СПИРТах нет ни слова, и видео никаких нет от слова вообще.
Если вы хотите делиться результатами своей работы – создайте свой личный сайт, запилите там блог и флаг вам в руки.
В инете существует стотыщ различных других доработок карбюраторов, начиная от сеточки Гончарова, пиленного кулачка от Наиля, гнутых носиков, экотопов, подачи воды в карб и прочего, что не соответствует заявленным параметрам… А о каких собственно параметрах идет речь?
Требование предоставить им какие-то весомые аргументы в виде независимых техосмотров, заключений суперпупермегаэкспертов, диностендов и прочего я слышал от различных форумчан еще лет 10 назад. С того времени много воды утекло, и много моих СПИРТов успешно работают и экономят людям топливо уже больше 15 лет, и им абсолютно пофиг, верите вы в них, или нет.
Как-то так.
Держитесь там, хорошего настроения и здоровья!
Однозначных ответов на такие вопросы, как: какие жиклёры поставить в карб? – лучше не ждать. Каждый мотор разнообразен и в совмещении отверстий впуска- выпуска и в подъёме клапанов и в настройке грм и зажигания. Экспериментируйте и не забывайте , что написанному и отчеканенному невсегда нужно верить. Когда подробатывал карбюраторщиком то сталкивался с неправильной маркеровкой и , надо заметить – диаметром свёрел калибровать это шаманить плюс минус киллометр. Ищите калибровочный стенд , а результат проверяйте на ходу , взяв в салон газоанализатор. Но по большому счету- не тратьте время даром и доверьте настройку специалистам.