Заказать
Наш опрос

Стал ли сайт Вам полезным?

Просмотреть результаты

Loading ... Loading ...

Автомобильное зарядное устройство + лабораторный блок питания из компьютерного БП АТХ

Как известно, при кратковременных поездках в городе автомобильный аккумулятор не успевает заряжаться, постоянный недозаряд приводит к сульфатации пластин и к сокращению службы самого аккумулятора. При эксплуатации авто только в городском режиме советуют раз в 3-4 месяца полностью заряжать автомобильный аккумулятор штатным зарядным устройством. Да вот беда – нормальное зарядное есть не у всех, денег на него жалко, а заряжать аккумулятор желательно регулярно. Для тех, у кого нет лишних 30-50 баксов на автомобильную зарядку от сети, а иметь оную уж очень хочется, и предназначена эта статья.

Очень неплохую вещь можно сделать из обычного компьютерного блока питания АТХ. Компьютерный блок питания ваще шикарная штука, ибо предназначен для того, чтобы молотить круглосуточно, запитывая материнку, процессор, винчестер, да еще и выдавать при этом довольно солидные токи. В самих компьютерах БП периодически мрут, ибо сделаны в большинстве своем китайцами, а эти ребята привыкли экономить на всем – занижать параметры конденсаторов, ставить резисторы меньшей мощности, и вообще за это им огромное спасибо, ибо благодаря их стараниям у меня, к примеру, нет недостатка в компьютерных блоках питания для экспериментов.

Достать компьютерный БП проще простого – нужно пойти в любой компьютерный магазин, у которого есть свой сервисный центр, и купить за очень недорого «дохлый» блок питания. Как правило у любого сервисного центра есть здоровенная коробка этих самых БП, ибо чинить их экономически невыгодно – компьютерные магазины, вообще-то зарабатывают не на ремонте БП, а на их продаже :) Так что если подойти к директору, прикинуться бедным студентом, рассказать жалобную историю, что мол детали дорогие, а денег нет, то думаю за каких-то десять баксов можно притащить домой солидную кучу блоков питания.

Скажу сразу – не всякий блок питания подойдет для переделки. Внутри блока питания стоит микросхема ШИМ-контроллера, которая управляет полумостовым преобразователем. Нас интересует блок питания с установленным ШИМ TL 494 (аналоги KA7500, DBL494, M5T494 и тому подобное). На этой микросхеме с небольшими изменениями можно получить не только автомобильное зарядное устройство, но и полноценный лабораторный блок питания с регулируемым стабилизированным напряжением и ограничением тока.

Из блоков питания с установленными ШИМ SG6105 , АТ2003 и т.д. получить блок питания с регулируемыми параметрами не получится, максимум что из него можно выжать – автомобильное зарядное 14.2-14.8В/3-6 А.

В этой статье  мы рассмотрим переделку БП на самой распространенной ШИМ TL 494. Структурная схема ШИМ показана на рисунке:

Выводы 1 и 2 – неинвертирующего и инвертирующего входов усилителя ошибки 1; вывод 3 – вход «обратной связи»; вывод 4 – вход регулировки «мертвого времени» (время, в течение которого закрыты оба выходных транзистора, причем независимо от величины тока нагрузки); выводы 5 и 6 – для подключения внешних элементов ко встроенному генератору пилообразного напряжения; вывод 7 – общий; выводы 8 и 9 – коллектор и эмиттер первого транзистора; выводы 11 и 10 – коллектор и эмиттер второго транзистора; вывод 12 – питание; вывод 13 – выбор режима работы (возможна работа в одно- или двухтактном режиме: если на этом выводе присутствует логическая «1″ (+2,4…+5 В), то транзисторы открываются поочередно (двухтактный режим работы); если на выводе будет «О» (0…0.4 В), то это однотактный режим, при этом транзисторы могут быть включены параллельно для увеличения выходного тока); вывод 14 – выход опорного напряжения (+5 В); выводы 15 и 16 – неинвертирующий и инвертирующий входы усилителя ошибки 2.
ШИМ-контроллер работает на фиксированной частоте и содержит встроенный генератор пилообразного напряжения, который требует для установки частоты всего два внешних компонента: резистора Rt и конденсатора Ct. При этом частота генерации будет равна f=1,1/RtCt.

После того, как  БП принесли домой, разобрали, прошлись кисточкой и пропылесосили, нужно убедиться, что входные цепи, а также источник питания дежурного режима (так называемая дежурка) работают и выдают на ШИМ питание.

Для начала проверяем работоспособность источника дежурного питания. Дежурка работает всегда, когда на блок питания подано 220В и включен тублер. Она выдает два напряжения – одно на питание ШИМ, другое +5Vsb (Standbye). Сигнал Standbye – фиолетовый провод большого разъема питания, 9 контакт.

При включенном в сеть БП на 9 контакте должно быть 5В. Если нет, ищем неисправность в цепях дежурки. Если есть – проверяем наличие питания на выводе 12 ШИМ. Микросхема запускается  при подаче на вывод 12 напряжения от 7 до 41В (в среднем дежурка выдает 12-15В).

Схема дежурного источника питания выглядит примерно так:

Дежурка выполнена по схеме однотактного преобразователя с насыщающимся трансформатором. Чаще всего высыхают электролитические конденсаторы, теряют емкость конденсаторы обвязки. Прозваниваем транзистор, диоды, первичную и вторичную обмотки трансформатора на предмет КЗ.

Если дежурка работает, а ШИМ не запускается, проверяем работоспособность ШИМ-преобразователя. Для этого необходимо иметь стабилизированный источник питания +12В. Подключаем источник к выводу 12 ШИМ, вывод 4 закорачиваем на землю. При наличии осциллографа можно стать на  ноги 8, 11 и посмотреть сигналы на транзисторы раскачки, а на  ноге 5 можно наблюдать «пилу» работающего внутреннего генератора. Если осциллографа нет, то мультиметром проверяем наличие +5В на выводе 14 – если есть, то внутренний источник опорного напряжения работает.

Очень часто случается, что при закорачивании вывода 4 ШИМ на землю БП АТХ начинает работать. В этом случае причина неисправности кроется в цепях защиты от перегрузок и цепях формирования служебных сигналов. Так как в дальнейшем  эти цепи защиты нам будут не нужны, и от +3.3/+5В мы откажемся вообще, проверка цепей защиты здесь рассматриваться не будет. Должен заметить, что включение БП АТХ происходит при замыкании сигнала PS_ON на землю (зеленый провод, 16 контакт). Так как этот сигнал относится к цепям формирования служебных сигналов, он нас не интересует – мы запустим БП без него.

Наша основная задача – запустить блок питания и получить на выходе +12В, с которым мы и будем в дальнейшем работать. Простейшая схема компьютерного блока питания на ШИМ TL494 (аналог КА7500) показана на рисунке ниже:

Схема БП состоит из следующих блоков:

1. Сетевой фильтр и выпрямитель.

2. Схема измерений перенапряжений, она же схема защиты и формирования служебных сигналов.

3. Дежурный источник питания.

4. Усилитель мощности.

5. Выпрямитель для напряжения +12В вторичной цепи источника питания.

6. Схема промежуточного усилителя.

Микросхему ШИМ легко найти невооруженным взглядом :)

Допустим ШИМ работает, но на выходе напряжений нет. Проверяем цепи усилителя мощности  и силовые транзисторы.

Все осциллограммы снимать относительно эмиттера. Основные неисправности – обрывы резисторов  в цепях базы, потеря емкости конденсаторами или их пробой, межвитковое КЗ в обмотках трансформатора, пробой высоковольтных транзисторов.

Итак, наша основная задача – получить на выходе +12В. Условно будем полагать, что с этой задачей мы успешно справились, ибо разбор конструкции БП АТХ и принципы его ремонта не входит в нашу первоочередную задачу. Выходная часть с выпрямителем и фильтрами питания сделаны по примерно одной и той же схеме:

Так как напряжения +3.3В, +5В, – 5В и -12В нам не нужны, можно смело выпаивать все компоненты на выходе, отвечающие за эти напряжения. Оставляем выходной дроссель, электролитический конденсатор в цепи +12В заменяем на 2200 мкФ 50В (изначально там стоит конденсатор, расчитанный на рабочее напряжение 16В, в случае переделки БП под выходное напряжение 25В он взорвется). Также не лишним будет заменить сборку диодов Шоттки в цепи +12В на другую, с большим прямым током. Можно заменить эту сборку на ту, которая стояла в цепи +5В или поставить сборку диодов Шоттки на более высокий ток, скажем, 10TQ045 с прямым током 10А или MBR1545CT с прямым током 15А. Заодно выпаиваем со схемы весь жгут проводов – он нам больше не понадобится.

После выпаивания запасных компонентов должно получиться примерно следующее:

Не бойтесь выпаивать все лишнее – для запуска ШИМ TL494 нужно всего 4 сопротивления и один конденсатор (не считая пары переменных резисторов). Они уже есть на схеме, даже если Вы выпаяете лишнее, потом ориентируясь по печатным проводникам, можно будет вернуть нужные компоненты (3 сопротивления и 1 емкость) на место. Нижняя микросхема LM339 – счетверенный компаратор, на котором собрана схема защиты, также не нужна. Ее можно смело выпаивать или выкусывать, я обломался :)

На плате оставляем только дроссель (ниже радиатора), и заменяем конденсатор в цепи +12В на 2200 мкФ 35В – изначально там стоит конденсатор на напряжение 16В.

При переделке компьютерного БП в лабораторный источник питания я опирался вот на эту схему, называемую в народе «схема итальянца» (кликабельно для увеличения):

Или же можно воспользоваться схемой попроще:

Здесь показана минимальная обвязка ШИМ TL494 для того, чтобы микросхема заработала. Так как раньше блок питания уже как-то работал, скорей всего эта обвязка уже присутствует в схеме, нужно только изменить подключение выводов 1, 2, 4, 15 и 16.  На контакт 12 подается напряжение с дежурного источника питания. Контакт 4 садится на землю. Можно проследить дорожку и выпаять диод, через который на контакт 4 подается сигнал ошибки со схемы защиты. Схема защиты с сигналом PS_ON нам уже тоже не нужна, поэтому ее можно смело выковыривать из платы, вместо нее мы соберем схему ограничения тока.

* Прослеживаем по дорожкам выводы 15 и 16, отпаиваем от них компоненты и соединяем согласно схеме.

* Прослеживаем по дорожкам распайку выводов 1, 2, отпаиваем от них  компоненты и соединяем согласно схеме.

Кроме этого, нам понадобится два переменных резистора нужного номинала, и шунт 0.1-0.0.1. Шунт я сделал с двух «керамических» сопротивлений номиналом 0.2 Ом, соединив их параллельно. На самом деле это не керамические сопротивления, а обычные резисторы, зацементированные в керамику, поэтому при нагреве их номинал «уплывает», желательно в качестве шунта применять что-то типа старых советских проволочных резисторов С5-16. Вот что вышло в итоге:

Фактически для переделки БП АТХ в лабораторный источник питания или зарядное устройство нужно два переменных резистора и шунт на 0.1-0.01 Ом. Ну и конечно мало-мальские познания в электронике и большое желание замутить что-то такое на зависть всем пацанам из соседних гаражей ;) . Что в танке главное, знаете? Правильно, плюс небольшая внимательность.

В принципе уже после этого напряжение на выходе можно менять в пределах от 2.5 до 25В, а ограничение тока можно выставлять от 0.5 до 15 А. Выставив однажды сопротивлением 14.2-14.6В и ограничив ток в пределах 0.1С от емкости заряжаемой батареи (для батареи 50А*ч ток заряда должен быть равен 5А), мы получим полноценное зарядное устройство. Так как схема БП АТХ является по-сути стабилизатором напряжения, то она будет поддерживать заданное раннее напряжение, а вот ток по мере заряда аккумулятора будет падать. И это является очень большим преимуществом этого зарядного устройства по сравнению с остальными зарядными, у которых стабилизированный ток заряда – нет риска что аккумулятор «закипит». Аккумулятор можно бесконечно долго держать подключенным к этому зарядному устройству – по мере набора емкости ток заряда будет снижаться вплоть до ноля, фактически переходя в заряд «капельным режимом», то есть поддерживая емкость аккумулятора неограниченное время.

Но так как такое зарядное устройство будет использоваться раз в два-три месяца, если не раз в год, а остальное время оно просто будет валяться в гараже, есть очень большой соблазн потратить еще один день, и сделать из него полноценный лабораторный блок питания. Понадобится только две измерительные головки – вольтметр и амперметр. Можно прикрутить китайский блок 2 в 1, амперметр + вольтметр. Либо для пущей убедительности возможна установка аналоговых вольтметра и амперметра. Амперметр нужен обязательно с шунтом на тот предел, который указан на шкале. Иначе замучаетесь подбирать отрезок провода необходимого сопротивления. В моем случае манганиновый шунт уже встроен в амперметр.

Вырезав из текстолита лицевую панель, профрезеровав отверстия под амперметр, вольтметр, регуляторы и прочее, я собрал все воедино.

Можно пойти другим путем, и сделать переднюю панель скажем из нержавейки, порезав ее лазером.

В результате получился полноценный блок питания с пределами 25В/10А (ток фактически больше, порядка 15А)

Работа блока на нагрузку в виде автомобильной лампы.

Работа блока на нагрузку в виде автомобильной лампы.

Вид блока со стрелочными индикаторами

Штатный вентилятор нужно подключить к бывшему выходу +12В, развернув его так, чтобы он дул внутрь блока, охлаждая радиаторы силовых транзисторов и выходных диодов. У меня заодно он обдувает и шунт. При этом чем выше напряжение, тем больше скорость вращения вентилятора. Не пытайтесь изменить направление вращения, изменяя полярность питания – внутри вентилятора стоит специальная микросхема, она скорей всего сдохнет :)

ВНИМАНИЕ! Схема фактически не содержит защиты от короткого  замыкания, вместо нее на одном из компараторов ошибки ШИМ TL494 собрано ограничение выходного тока. Это значит, что если замкнуть накоротко выходы источника питания, ток короткого замыкания в цепях будет равен лишь выставленному ранее ограничению тока! Блок питания достаточно мощный, если ограничение тока будет выставлено на максимум, он будет «вдувать» в нагрузку (которая по сути шунт 0.1 Ом) максимальный ток. Помните об этом, если Вы не хотите, чтобы из вашего блока ушел волшебный дым, на котором работает вся электроника.

Для избежания подобных казусов нагрузка в моем случае подключается через предохранитель на 15А. Есть хотя бы один шанс из ста что при КЗ  предохранитель успеет сгореть ранше, чем сгорит что-то в схеме. К сожалению, происходит ровно наоборот – схема вылетает, защитив собой предохранитель :)

ВНИМАНИЕ ШТРИХ! При подключении к аккумулятору строго соблюдать полярность! В противном случае все тот же волшебный дым покинет какой-то компонент схемы, и он больше никогда не будет работать.

Порядок зарядки аккумулятора. На холостом ходу выставить регулятором тока минимальное ограничение тока (крайнее левое или крайнее правое положение сопротивления R3 согласно вышеприведенной схеме, зависящее (положение) от распайки резистора), регулятором напряжения выставить напряжение 14.2-14.6В для обычных аккумуляторов и 14.8-15.6 для кальциевых. Отключить источник питания от сети. Подключить аккумулятор, соблюдая полярность. Включить источник питания и регулятором тока выставить нужный ток заряда.

При этом напряжение немного упадет до какого-то значения, которое зависит от внутреннего сопротивления аккумулятора, но стабилизатор тока будет держать нужный ток. По мере набора аккумулятором емкости ток заряда будет падать, а напряжение вернется до установленного ранее значения.

Во избежании взрыва подключать и отключать аккумулятор только при выключенном источнике питания!!!!

Примечание. Длительная  нагрузка (порядка 10 часов) источника питания двумя параллельными автомобильными лампами 12В 55Вт при напряжении 14.6В и суммарном токе потребления почти 8А показало, что при работающем обдуве какого-то сильно критичного нагрева компонентов внутри блока питания нет.

Выводы: зарядное устройство для аккумуляторов, сделанное на базе блока питания АТХ обладает следующими преимуществами:

1. Фантастическая живучесть и работоспособность. Компьютерные импульсные блоки питания с принудительным охлаждением имеют КПД порядка 80-85%, диапазон входного напряжения 160-240В, время наработки на отказ порядка 50 тыс. часов. Другими словами, блок питания предназначен для того, чтобы сутками молотить включенным. Так как используется только напряжение +12в, то выходной трансформатор нагружен даже меньше, чем если бы использовались также +5В и +3.3В, ибо их обмотки намотаны на одном сердечнике выходного трансформатора.

2. Стабилизация выходного напряжения в пределах ±5% для значения +12В

3. Ограничение тока, из чего следует, что зарядное такого типа смело можно применять для заряда необслуживаемых гелиевых аккумуляторов – риск «закипятить» аккумулятор  отсутствует. Последний возьмет столько тока, сколько ему нужно.

4. Возможность заряжать аккумулятор не отключая его от автомобиля.

5. Полноценный блок питания с широкими пределами регулирования для решения повседневных задач.

6. Отлично вписывается в интерьер квартиры :)

Недостаток – время полного заряда аккумулятора большой емкости вследствии уменьшения тока заряда по экспоненте может оказаться несколько больше ожидаемого. Это компенсируется невозможностью довести аккумулятор до «кипения», если бы заряжать его постоянным стабильным током.

Комментарии (80) на “Автомобильное зарядное устройство + лабораторный блок питания из компьютерного БП АТХ”

  • Николай:

    Здравствуйте. Интересует вопрос – а взрыв от чего может быть, если сначала ЗУ включить, а потом подключить к акуму? (Сам инж-електроник, точе ЧП, свой сервис по ремонту весов электронных)

    • Primus:

      Водород.Именно поэтому запрещено пользоваться открытым огнем в помещении, где идет заряд аккумуляторов.

  • Николай:

    Я в ванной заряжал и ничего) Просто я подумал, что зарядное по какой то причине может взорваться)) Не поняли друг друга) Я б еще вот такую штучку добавил к ЗУ – https://www.drive2.ru/l/5645970/ Очень простая (но к блоку питания не пойдет). Статья супер, на днях попробую сварганить другу.. где то в закромах валялись блочки)

    • Primus:

      Это медленная схема защиты на автомобильном реле. Время срабатывания реле большое, поэтому пока защита сработает, выгорит пол-платы. В инете полно схем электронных предохранителей на полевиках, их быстродействие на порядок больше.

  • Артем:

    Спасибо Примусу за хорошо разжеванный материал. СВоих познаний в электрике мало, но руководствуясь этой статьей и интернетом, собрал свое первое зарядное из неисправного компьютерного БП. Очень удивился что заработало сразу и ничего не сгорело при первом включении ))))) Поставил дохлый аккумулятор на зарядку а он сразу закипел ((( что может быть?

    • Администратор:

      Пожалуйста, я рад что у Вас все получилось. При правильно собранной схеме гореть там фактически нечему. У меня БП, построенный на основе компьютерного БП, работает уже больше года, сейчас отлаживаю на нем преобразователь 12-220, так для него (для БП) ток в 15А и напряжение 14В (мощность 210Вт) что семечки.

    • Администратор:

      Кипение аккумулятора – либо закорочены банки, либо сильно большой ток заряда. Для обычного кислотного аккума напряжение заряда я ставлю 14.1В, ток ограничиваю на уровне 5А. Для кальциевого 14.8 и 5А соответственно.

  • Анатолий:

    Понравилось внешнее оформление.Если можно вышлите мне на anatonik@rx24.ru файлы лицевых панелей. Буду Вам очень благодарен.

    • Администратор:

      Спасибо, я старался :) Вышлю, но с понедельника – я уехал из города на выходные.

      • Камиль:

        Спасибо за статью!!! А я, пытаясь сохранить цепи защиты, спалил 3 блока… Правда всё же сделал тоже 3 блока с защитными цепями: один без приборов на 12 вольт до 25 -30 ампер, второй с регулировкой от 2.9-25V 12A, третий – от 0-26.5V 10A. Только вот с вненшним оформлением – засада… Если можно, и мне вышлите, пожалуйста, лицевое оформление блоков с «китайцем» и с аналоговыми приборами. У вас здорово получилось!
        С уважением: Камиль.

  • Виктор:

    А где собственно схема переделки?

    • Primus:

      А схема собственно выше, чуть ниже слов «При переделке компьютерного БП в лабораторный источник питания я опирался вот на эту схему».
      Но если Вы плохо представляете принцип работы ШИМ-контроллера TL494, и не сможете соорудить токовую защиту на одном усилителе ошибки и регулировку напряжения на другом, наверное Вам не стоит лазить в блоки питания, где присутствует опасное для жизни напряжение.
      Но если оооочень хочется, а знаний не хватает, гуглите в Яндексе «схема итальянца», там уже разжевано. Но на счет высокого я Вас предупредил.

  • Николай:

    Подскажите пожалуйста, переделал БП АТХ и на выходе поставил китайский V/A, при зарядке аккумулятора заметил что напряжение на вольтметре БП немного выше чем на самом аккумуляторе. Посмотрел схему прибора и понял что нагрузка подключена после шунта а вольтметр в БП подключен до шунта, поэтому и показывает 15В когда на нагрузке 14.5В. Можно ли как то устранить этот казус??? Схема V/A: http://www.komitart.ru/radiolubitel/595-kak-podklyuchit-voltmetr-ampermetr-wr-005-100v-10a.html

    • Pirmus:

      Все верно. Падение на шунте будет давать неправильное показание в зависимости от тока на шунте. Чем больше ток, тем больше будет погрешность. Фактически, у Вас два шунта – один используется в индикаторе для измерения тока, а другой – в схеме. Выбросьте шунт из резисторов из схемы, а вход компаратора (вывод 16) заведите на шунт (подключите к синему проводу).
      Кроме этого, на плате есть переменные резисторы, один из которых калибровка напряжения. Возможно регулировка поможет скомпенсировать второй токовый шунт.

      • Николай:

        Спасибо что ответили, у меня схема регулировки по току несколько другая: http://gzip.ru/home/reguliruemyj_blok_pitanija_atx.htm На ней подключение V/A правильное, на китайском приборе «V» подключен раньше «A». Мне кажется с этим прибором ничего не сделать без переделки схемы самого прибора (массу цепочки измерения «V» подключить на синий провод) или надо ставить отдельные «V» и «A» приборы.

  • Вячеслав:

    Здравствуйте, можете подсказать как переделать блок со схемой: https://yadi.sk/i/o-izqN0bohfra
    В блок 24в регулируемый, для подключения мини движков (для сверления плат), или питания контроллера. Спасибо

    • Администратор:

      Добрый день! Микросхема КА7500 это аналог TL494. Единственное что для такого выходного напряжения в 24В потребуется соединить последовательно вторичные обмотки трансформатора Т1, строго соблюдая начала и концы обмоток.

      Выбрасываете полностью счетверенный компаратор, на двух усилителях ошибки собираете
      защиту по току и регулировку по напряжению (для этого посмотрите в Гугле схему, называется «схема итальянца»).

      Ну а вообще-то какой-то стремный блок. Куча ошибок, источник опорного напряжения соединен с выходом +5В и это все заведенено на компаратор защиты. Дежурка вообще сделана так, что теоретически работать не должна.

      Выбрасывайте все, оставляйте силовую часть, ее обвязку, трансформатор, КА7500, потом согласно схеме итальянца (http://nes-tour.com/lounge/images/kak-obnovit-4s-do-versii-ios-5-0-1-31102-large.jpg) собирайте БП. Если выходного напряжение будет не хватать, соедините последовательно вторичные обмотки транса, соблюдая начала и концы обмоток.

  • Петр:

    Здравствуйте!
    Спасибо за отличную статью.
    Интересует универсальная схема защиты от КЗ и переполюсовки для ЛБП. Подскажите пожалуйста, подойдет ли такая схема?
    http://www.komitart.ru/uploads/posts/2013-03/1362943669_14.gif

    • Primus:

      Да, это так называемый «электронный предохранитель». Быстродействия его в большинстве случаев хватает для защиты основной платы.

  • Виктор:

    Здравствуйте. Переделал БП по схеме от «итальянца». Напряжение без нагрузки от 0 до 16,5, При подключении нагрузки авто лампа 21 ватт напряжение падает до 6 вольт, ампер показывает 1,8, где напряжение? стоит шунт в схеме и в китайском ампервольтметре, где собака зарыта?

    • Primus:

      Собака зарыта как правило в невнимательности ))) При таких номиналах компонентов, как на схеме итальянца, предел регулирования от 3 до 25 вольт примерно. Ниже 3 вольт невозможно выставить напряжение, это связанно с особенностью микросхемы TL494. Верхнее напряжение должно быть больше 25В.

      Дроссель выходной стоит? На каком сердечнике, сколько витков, примерная индуктивность? Наличие дросселя обязательное условие правильного регулирования выходного напряжения.

      Напряжение питания ШИМ-драйвера какое?

      Проверяйте еще раз номиналы, правильность монтажа. Схема итальянца дубовая, проверенная неоднократно, при правильном монтаже все работает.

  • CTAC:

    Primus,а подскажи, пожалуйста, по схеме итальянца нужно ли выпаивать штатные компоненты, которые висят на ногах 2,3, или оставляем на них все как есть, просто добавляя его обвязку дополнительно?

    • Primus:

      Выпаивать не нужно, мало того, они там должны стоять обязательно – без этой RC-цепочки у меня выбило ключевые транзисторы, причем оба сразу – это связано с тем, что ШИМ очень резко пытается регулировать выходное напряжение при вращении переменного резистора, которым выставляется собственно это напряжение.

  • CTAC:

    Угу, понял, спасибо.Я уже неделю экспериментирую с АТХ БП, Собирал ограничитель и на транзисторе, управляемым LM358-не понравилось. Очень сильно греется, и надежность никакая, вылетает полевик при токе выше 11-12 А. Сегодня плюнул на все, напаял навесом эту схему, вроде работает, но как-то ток регулируется не плавно. Не успел, конечно, амперметр подключить, только лампу на 12 В, и, судя по накалу где-то после половины накала она резко вспыхивает, т.е. полный ток отдается в нагрузку, вот подумал что из-за родной обвязки. Как у тебя работает? И по защите сразу вопрос. Если правильно понял, то ее, как таковой, после такой переделки нет в БП? Тупо ограничение? И как порог максимального тока выставить? К примеру 10-11 А?

    • Primus:

      Курите схему итальянца. Это дубовая схема, испытанная годами. При правильном монтаже без ошибок работоспособность 100%.

      Что касается защиты, я бы сделал так – взял бы любой быстродействующий компаратор, собрал бы схему защиты с токовым шунтом, используя спаренный переменник, одно переменное сопротивление которого использовал в схеме регулировки тока, а второе – ограничение по току на компараторе. Выход компаратора заводим на 4 ногу – она изначально через сопротивление на земле, при подаче на нее +5В сам ШИМ затыкается.

      Ну там рассчитать все нужно правильно, надеюсь у Вас с этим проблем нет? :)

  • alex:

    Добрый день!!!
    Собрал Схему итальянца. Но… Напряжение на выходе 1В и не регулируется.. На выходах Микросхемы КА7500 все напряжения соответствуют схемным… где копать?
    P.S. после переделки только силовой части на выходе было 24 в…

    спасибо!

    • Primus:

      Мне сложно сказать, не видя собранной схемы. На выходе обязательно должны быть дроссель и конденсатор, без этого регулировки не будет.
      Минимальное выходное напряжение по схеме итальянца вроде 2.5В, почему у Вас 1, я не знаю.Смотрите осциллограммы.

  • Primus:

    А вообще-то у меня подозрение, что ШИМ «икает», а не запускается в нормальном режиме. У него нижнее напряжение порядка 2.5В. Скорей всего Ваша невниимательность. Где-то сопля, или холодная пайка. Если все собрано верно, еще не было ни разу, чтобы блок не запустился.

  • alex:

    Спасибо! Буду проверять схему и сборку… третий день «колдую» над блоком… к сожаления осцила нет…

  • alex:

    Доброго времени суток! Последовав вашим наставлениям разобрал схему и переделал все с нуля с отрезанием нужных ножек… В общем, спасибо, блок 24В 11А получил..
    А как у вас реализована схема защиты от кз и переполюсовки, если такая у вас имеется?
    Спасибо!
    За статью и комментарии отдельно мерси!

    • Primus:

      Пожалуйста! Я уже неоднократно говорил – все рабочее и проверенное сотнями собравших. Главное внимательность.
      Защиты от КЗ и переплюсовки как таковых нет. В качестве защиты от КЗ предохранитель на 15А, а от переплюсовки спасает только диод с предохранителем в схеме, к которой подключается питание.

  • Пробовал подзарядить полностью разряженный авто акк.от компьютерного БП 12 В,
    постоял часок,заряд принял,но после отключения БП от сети220В из него повалил дым!Неужели нужен еще и защитный диод на выходе БП? Таких рекомендаций нигде не встречал.

    • Primus:

      У меня дым не валит, разве что при отключении БП и подключенном аккумуляторе вольтметр продолжает показывать фактическое напряжение на аккумуляторе. Там уже на выходе трансформатора стоит диодный мост. Думайте, через какие цепи мог разрядиться аккумулятор.

  • Сергей:

    Скажите пожалуйста, от чего могут вылетать транзисторы (13007). Подключаю акум, включаю в сеть- работает, держит ток, особого нагрева нет.Если при включенной сети отключаю и снова подключаю акум- 100% летит транзистор.Экспериментировал, транзистор вылетает даже при выставленном минимальном токе заряда и с заряженным акумом.

    • Primus:

      Качество транзисторов такое :) Я однажды с Алиэкспресса привез 50 штук 13007 для замены в драйверах энергосберегающих ламп, большая половина из них вылетела сразу же после замены. Пошел в радиомагазин, купил по нормальной цене 13009 с запасом – работают уже несколько лет.
      Проверьте цепи ШИМ, желательно с осциллографом. У некоторых микрух, особенно КА7500 (ТЛ494 более живучи в этом плане) при нормальной нагрузке ШИМ корректно работает, а на режиме ХХ и малых нагрузках (это же относится к режиму, когда аккумулятор уже полностью заряжен) ШИМ в ТЛ-ке начинает пропускать импульсы, ток в силовых транзисторах растет, и если они некачественные, сначала выбивает резисторы 2.2 в цепи базы, а потом вылетают транзисторы, не обязательно парой. Также потянуть за собой транзисторы в мир вечной охоты может короткое в цепи диодной сборки.

      Третий момент – переделывать нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО только блоки, у которых выходной трансформатор КАК МОЖНО БОЛЬШЕ! Мелкие выходные трансформаторы в связи с экономией китайцами меди и железа, работают фактически в режиме насыщения сердечника, а это 100% смерть силовых транзисторов.

      • Сергей:

        А не может ли быть причиной особенность схемы, дежурка отсутствует (выпаял), ШИМ питается от акума, который подключается на зарядку, так сделана защита от переполюсовки. Так присходит запуск блока. Далее питание ШИМа подается уже с самого блока, даже если отключить аккумулятор. И в момент подключения его (акума) обратно, происходит скачек, или проседание питания ШИМа, от чего он и выдает такой фокус. В любом случае спасибо за пояснение, попробую сделать зарядное по приведенной вами схеме.

        • Администратор:

          М-м-м, я не знаю, что происходит с ШИМ, когда Вы подаете на его вход 12В, которые завязаны на выход, а он еще не начал работать. Обратная связь на компаратор ТЛ-ки заводится как раз с выхода, что там происходит и какие переходные процессы – ответ сможет дать только осциллограф.

  • Игорь:

    Подскажите, пожалуйста, какая частота на шим на 8 и 11 ноге должна быть? У меня порядка 580 кГц, не многовато ли? И как ее подстроить (цепочка C1-R18 или C11-R16 в «схеме итальянца»)?
    P.S. переделываю БП с шим 2003 на TL494n

    • Администратор:

      Рабочая частота ШИМ в TL494 1-300 кГц. Как ВАм удалось получить почти в 2 раза больше, я не знаю, но посоветую разобраться, как работает осциллограф :)

      • Игорь:

        Вот за осциллограф не ручаюсь, скорее всего он очень врет, т.к. это просто ардуина с экраном, форму на этой частоте посмотреть не удается, но частотомер показывает какие-то цифры, озвученные выше. Низкие частоты показывает без проблем. А на высоких, скорее всего, врет(в логику работы не вдавался). Ну да в общем по теме, в даташите на TL494 написано, что частота это обратная величина произведения сопротивления и емкости в цепи пятой и шестой ноги. 12кОм и 1,5пФ дают расчетную величину в 55555555,55Гц, поэтому меня не смутила частота явно больше 300 кГц на моем псевдо осциллографе. В общем, у меня, почему-то на выходе транзисторов Q3 и Q4, на коллекторах, напряжение не раскачивается до 12 В. Может чего не доглядел? Где то ошибся. Разберусь, отпишусь. Ну и благодарен буду за направление на мысли, почему не запускается БП(на 2003 работал)

      • Игорь:

        Псевдо осциллограф как частотомер до 1 МГц работает +-корректно(подключал генератор прямоугольных импульсов)

  • Администратор:

    Игорь, извините, я ничем не могу Вам помочь. Исходя из того, что заявленная производителем частота микросхемы 300 кГц, а Вы ничтоже сумняшеся, позволяете себе запускать ее на частоте почти 560 кГц, я боюсь даже представить, что там у Вас в схеме творится.
    ЗЫ но круто у Вас это получается, выжимать из компонента двухкратный запас мощности ))) Вы часом в шину 320В 100-вольтовые электролиты не пихаете? )))))))

    Мой совет – поставьте частоту ШИМ где-то килогерц 30-40, это гарантировано даст схеме работать. Боюсь что даже если теоретически и умудриться запустить ШИМ на частоте 560 кГц, то как поведут себя биполяры, и не будет ли сквозного тока (отсюда и вылет транзисторов) на такой частоте при работе на индуктивную нагрузку, я не смогу ответить.

  • Сайгидахмед.:

    Здравствуйте. Вы на продажу не собираете зу. Одну я купил бы. Ответ, пожалуйста на эл. плчту. Chupanilaev@mail.ru

  • Игорь:

    Подскажите, пожалуйста, куда смотреть. После выпаивания лишних деталей при включении происходит следующее: лампочка в цепи 220В слегка накаляется и тухнет. Далее, при запуске ШИМ, на короткое время(несколько долей секунд) на выходе 12В появляется некоторое напряжение, мультиметр успевает показать порядка 3В, и появляется характерный, высокочастотный писк трансформатора, на такое же время. Далее все пропадает, кроме выхода ШИМ. ШИМ (8,11 ноги) есть. Напряжение на обмотках трансформатора T2 порядка 1,2 в с соответствующей частотой(около 40 кГц, частота шим), если трансформатор отпаять, напряжение показывает около напряжения питания дежурки(12В), т.е. низковольтная цепь исправна. Высоковольтные транзисторы целые, выпаивал, проверял. Подскажите, в чем может быть причина???

    • Primus:

      Это все с лампочкой, или без? Запуск блока на нагрузку обязательно без лампы, лампа нужна только в начальный момент для проверки.
      Второй момент – еще раз внимательно смотрите на схему. Козьма Прутков говорил – «смотри на задачу, пока решение не придет в голову». Мне же не видно, что вы там выпаивали, и что в итоге осталось на плате. Я как-то блок 4 часа запустить не мог, в итоге нашел одну лишнюю родную дорожку на плате, перерезал – и как бабка пошептала.
      Ну честно – искать ошибки в вашей схеме по интернету это все равно как пить пиво с друзьями по скайпу.

  • Игорь:

    Да, я прекрасно понимаю, что по интернету, это как в небо пальцем тыкать. Просто знаний недостаточно в области, а смотреть на задачу уже сил нет, хожу по кругу своих мыслей и для новой нужен толчок извне. Все описанное выше с лампой, но без нагрузки, не считая сопротивления на 270 Ом. Во всяком случае теперь есть пару моментов, которые еще нужно проверить. Спасибо

    • Primus:

      Игорь, схема итальянца рабочая и дубовая до невозможности. Она сотни раз собрана тысячами радиолюбителей и работает. У вас где-то ошибка. Собирайте схему на отдельно на макетке, если запутались в дорожках печатки компьютерного БП, потом интегрируете в блок, оставив только по входу транзисторы с обвязкой да два трансформатора. Я бы еще посоветовал вам начать прокачивать скилл знаний по электронике с изучения даташит на TL494, сразу много вопросов отпадет. Также на форумах типа «схем.нет», «радиокот» и прочее есть подробные описания пределок компьютерного БП под регулируемый БП. Извините, но у меня как бы сайт по тюнингу карбюраторных авто, вести здесь кружок радиоэлектроники у меня нет никакого желания.

      • Игорь:

        Прошу прощения за настойчивость, я ковырял сайты и схем нет, и радиокот и паяльник и казус и прочие, везде одно и то же, все дубовое, и должно работать, но, тут видимо два дуба сошлись, схема и я))) И мануал по TL494 курил, проблему с высокой частотой на в осциляторе так и не могу осилить, пока. В общем, спасибо за отзывчивость, буду собирать конструктор, опираясь на на даташит. От простого, как говориться, к сложному)))

        • Игорь2:

          Игорь, тёзка, увеличь ёмкость с 1,5пФ до 1500пФ для нормальной рабочей частоты ТЛ-ки.

          • Игорь:

            Спасибо! По даташиту можно пилить до 10 мкФ. У меня с 1 мкФ и резистором около 30 кОм частота около близка к расчетной(38 кГц(расчетная 33)). Совет начинающим(как и я))) Не ленитесь читать даташит и старайтесь не повторять бездумно схемы!!!

  • Вроде бы все сайты в интернете перекопал, но найти переделку в зарядное АТХ с микросхемой 2003 не смог, сильно расстроился, ведь куда ни сунься, везде про микросхему ТЛ 494… Если кто знает, про то что я искал скиньте ссылку на Abes1941@mail.ru Заранее благодарю…

    • Primus:

      Поэтому и не нашли, потому что задача эта почти невыполнима :) Мой совет – в любом радиомагазине купите за 0.5 доллара ТЛ494 (я с Алиэкспресс вообще себе за 6 с чем-то баксов 50 штук привез), выкусите 2003, впаяйте ТЛ-ку, а потом собирайте на ее основе БП. Вам фактически с БП компа нужна дежурка, силовая часть на двух транзюках, выходной модуль выпрямителя и дроссель с конденсатором на выходе, а обвязку ТЛ-ки можно элементарно собрать на плате, перерезая нужные дорожки и подпаиваясь к ногам.

      У меня вообще была мысль создать плату на основе TL494, только используя дохлый БП, вернее его запчасти. На плате будет сам ШИМ-контроллер, его обвязка, а с дохлого БП выпаиваем трансформаторы, выпрямительный блок, силовые транзисторы и впаиваем в нужное место на плате. Получаем такой себе конструктор.

    • wilde:

      Ув. Вы мало искали ..
      В нэте об переделке БП на данной ШИМке ( с определёнными заморочками)- есть материалы… Даже указаны номиналы..
      БП на ШИМке 2003 сгодится только для З.У.
      С ув. WILDE .

      • Primus:

        Правильно, есть схемы, где из 2003 делают ЗАРЯДНОЕ для аккумулятора, а владелец вопроса, я так понял, пытается сделать РЕГУЛИРУЕМЫЙ БП из этой мелкосхемы. Мне лично, как инженеру-электронику, было бы гораздо проще и быстрее выкусить нафиг 2003, впиндюрить на ее место 494, а уже на ее ногах навесным или используя дорожки, собрать схему итальянца, ибо там той обвязки – кот наплакал.

    • wilde:

      К выводу N 14 подходит резистор на 120 К.
      Необходимо изменить величину его сопротивления… Проверять с нагрузкой..

  • wilde:

    Ув. Primus , огромное спасибо за статью и за Ваш труд по выкладке её в интернет !!!!!!!!!!!!!!!
    У меня БП с ШИМкой 2003.
    Действительно , больше чем 14.8 Вольта я из данного БП не вЫжал ( без особых переделок ). Это только для З.У. Но НЕ для Б.П.
    Есть два рабочих БП на 494-ых ШИМках ( без компараторов ) . Займусь..
    Целью написания сообщения было желание поблагодарить публично автора за ОТЛИЧНУЮ СТАТЬЮ о переделке Б.П.

    • Primus:

      Спасибо, своими комплиментами вы вогнали меня в краску, я теперь целый день хожу носом кверху :) :)

      • wilde:

        Ого .. Инженер- электронщик ? Второй на моём жизненном пути..
        Ну , что ж… А по поводу » комплиманов » – так Вы их заслужили ..
        Да и день уже подходит к своему завершению….. Нос будет спать..
        Хотелось бы тоже вставить какой-ни будь весёлый смайлик , да не нашёл таковЫх. Пора заканчивать , а то переписка не по теме получается.
        Удачи в карбюраторных делах !!!!

        • Primus:

          Не просто инженер-электронщик, а в прошлом ВЕДУЩИЙ инженер-электронщик КБ «Южное». А карбы это хобби )))

          ЗЫ бедный мой нос… опять попой кверху…

  • wilde:

    Посмотрю ещё раз ВНИМАТЕЛЬНО , на картинку ( как КЛАССНО , что есть изображение !!!!!!!!!!!) . Схема потом…. Дежурку такИ оставляем …
    НЕ прощаюсь..
    Если получится ( все манипуляции только через лампу ) , обяз. отпишусь.

  • wilde:

    Приветствую!
    Ув.Primus , извините , что переспрашиваю лишний раз ( не по тюннингу) ..
    Подскажите пожалуйста , можно ли на выходе БП вместо моста ( схема «Итальянца ) оставить мощную д.сборку ( диодов таких для сборки моста сейчас нет) ?
    При этом НЕ отрезая минусовую косичку с транса .. Дроссель на 8 Микро Генри найду..
    Заранее очень благодарен за подсказку.

  • Александр:

    здравствуйте. а что дает шунт?

  • Сергей:

    Ув.Primus, добрый день!
    Переделал свой БП АТХ по схеме «итальянца» (вариант до 16вольт).
    В качестве «баласта», на выход прицепил LM317T – вроде как динамическая нагрузка получилась.
    Первое включение в сеть ч/з эл лампу на холостом ходе. БП запустился, напряжение удалось поднял до 15,5 – 16 в и БП вырубился. Что ожидаемо. При подключении автолампы (12В, 55Watt), Бп не запустился вообще!
    Убрал предохранительную лампу со входа, включил в сеть – выбило силовые транзисторы. Нагрузка была – только лишь LM317T. Собственно, вопрос – что стало причиной «смерти» силовых транзисторов? Спасибо.

  • wilde:

    У меня ключи выбивало из-за значений величины тока , на которую не рассчитаны ключи .. Заменил на 13009 и всё в норме ..Это почти самые мощные биполярники из этой серии .
    У меня , правда , на старте была нагрузка – 9 А .
    Бп не стартовал через лампу – пока не увеличил мощность лампы с 40 W – на 100 W .

  • Сергей:

    Ув. wilde, приветствую! Так вот в том-то и дело, что транзисторы силовые у меня выбило, когда нагрузки вообще не было! Единственное, на выход повесил LM317 в качестве динамической нагрузки (подсмотрел идею у кого-то: вход от «плюса», «управляющий» и «выход» на землю ч/з резистор 100 Ом), чтобы на ХХ БП работал стабильно. Может вся проблема в том, что эта «нагрузка» у меня до шунта запаяна? Специально так включил, чтобы амперметр измерял нагрузку без учета этого довеска…

    • wilde:

      Тёзка , привет ! У меня всего этого довеска нет. Поэтому , именно по нему подсказать ничего не могу .. Извини. Я НЕ заморачивался с такими доработками .. Всё выполняет штатная ШИМка.
      Лично я при подобных экспериментах ( переделках ) все действия выполняю ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЛАМПУ. Не стартует с лампой – уменьшаю величину тока в нагрузке . Даже если горят обе лампы ( страховочная и нагрузочная ) – показатель работоспособности схемы ……… А на такую нагрузку , ( 55W) мой БП тоже через лампу не стартует, Ставлю на проверку 10 W ( потребляет 0.4 А . А ключи с нагрузкой до этого работали ?( Качество )
      Это как минимум избавляет от лишней перепайки элементов ..
      Хотя в запасе имеется ДОСТАТОЧНО ( ключи , ШИМки , панельки , трансы и т.д)
      Сразу всегда вставляю китайский вольтамперметр ( ПРОБЛЕМЫ С ШУНТОМ ОТПАДАЮТ АВТОМАТИЧЕСКИ ). На выходе , после транса , надеюсь мост собрал ( на радиаторе ) ?
      А наугад вряд-ли кто-то подскажет причину вылета ключей …
      Хотя есть , конечно , спецы..
      Я бы ВЫКИНУЛ » Довесок «( это моё сугубо личное мнение ).

      • Сергей:

        wilde, спасибо за ответ!
        Вот также думаю, что надо без этой LM-ки попробовать запустить (пока не восстановил – за деталями нужно ехать в город! А радиорынок только по выходным, а тут весна с садом-огородом еще пришла…:-).
        Транзюки рабочие были – до переделки я этот БП включал – все ОК! Снял их с более мощного, как и силовой трансформатор и выходные диоды… БП не трещал, не пищал, не свистел. На выходе вольтаж везде был в норме.
        Китайский вольтамперметр я также подцепил на выход (правда его сопротивление неизвестно (пишут, что в пределах 0,01 Ома вроде), а по схеме у «итальянца» от шунта зависит MAX ток!
        Я сразу было подумал, что схему не правильно спаял – ШИМ то ведь должна ток ограничивать! Но потом дошло, что ШИМ может быть и ограничила, но на уровне не совместимом с для нормальной жизни силовых ключей!
        Да, еще где-то читал, что при пробое силовых ключей, надо обязательно менять и транзисторы раскачки, со стороны ШИМ. Типа для них смерть «побратимов» бесследно не проходит. Как считаешь?

        • wilde:

          Привет ! Да.. Без доноров ( БП ) тяжеловато..
          Если б я за каждым элементом ездил на рынок — повесился бы …
          Хотя до рынка от меня 2.5 км.. И работает кроме понедельника постоянно ( не все точки , конечно .)
          Я трансформатор не менял . Зарядил свой АКБ ( 77 Ач ) без проблем…
          Во время экспериментов с БПшками вылетали ключи и не раз( и не два ) , ( лампу предохранительную по дурости не вешал ), и никогда не менял тр-ры раскачки ..
          Но в виду их низкой стоимости – можно и поменять , для проформы ..Не более того.. Думаю , что транзюк только открывает «дверь » в следующий зал.. Под нагрузкой , тем не менее он может и мозги….. При его
          идеальной прозвонке вне шасси..
          В одной схеме от них «здоровье» ключей зависит – в другой нет ( напрямую ). Решать тебе .
          Пока не закончу переделку и не проверю девайс ПОД НАГРУЗКОЙ – лампу НЕ откидываю . Беру всегда лампу на 10W( авто ). Предохранит. лампу на 95W и изгаляюсь.. Чтоб от ПОНИЖЕННОЙ величины тока сгорели ключи ? ………………………
          Ещё одна мыслишка не большая ( вслух ).. Перед экспериментами с тем , или иным девайсом стараюсь иметь запас элементов .. Я себя считаю ещё
          чайником в этом деле .. Под моим «Скальпелем» может погибнуть любой элемент .. Благо , у меня имеется элементов с четырёх «Умертвлённых» мной БП АТХ .. Было дело.. Поэтому стараюсь ТОЛЬКО личное мнение высказывать , НЕ БОЛЕЕ ТОГО ..

          • Сергей:

            Привет!

            Ну так ты, считай на радиорынке живешь! :-)
            Я так же – «начинающий». Еще в школе когда-то начинал, на радиокружок даже ходил. Потом забросил, весь «хабар» накопленный выбросил, кроме инструмента.. А теперь вот опять чего-то потянулись ручки шаловливые…
            Забрал у родителей старый советский усилок «Вега» с колонками. Он хрипел.. Ну с помощью умных людей с форума одного удалось восстановить и даже несколько улучшить. Теперь почти Hi-Fi система!
            Еще сына хочу завлечь в это дело – в жизни оно по всякому пригодиться – паять уметь лучше, чем ботов в батлфилде мочить! :-)
            На счет доноров – да у меня есть их чуть… Раздербаненные, два сгоревших.. Но что смог на два штуки под переделку собрал деталек! А так да – запас иметь дело правильное. Вот выберусь – комплекта два возьму! :-)
            Спасибо за подсказку – также буду испытания начинать на мощной 100W лампе на входе и послабей на выходе – ватт на 20, что бы ток не выше 2А. Думаю, такой ток любые «китайские» ключи выдержат? Потом уже, после наладки буду пробовать на всю макс мощность испытывать!

        • wilde:

          Да , ещё что , про вольтамперметр Китайский , даже не заморачивался по поводу величины сопрот. шунта , встроенного в нём Китайцы сами продумали
          Ток до 10 ампер через него ..
          Сделал ЛБП на линейке и там стоит тоже у меня китаец.. При запитывании его минусовой провод для питания вольтметра ( у меня на вольтметр идут три провода ) повесил в воздухе. Прибор получает минус от схемы ( минусовой на амперметр ) . Тогда корректно показывает..

          • Сергей:

            Да, про «минусовой» по питанию самого вольтметра я знаю! Где-то читал или смотрел. А то, что шунт китайцы под амперметр рассчитывали, я не сомневаюсь. Просто в схеме «итальянца» – чем меньше сопротивление шунта, тем больший макс. ток ШИМ будет «разрешать» на выпуск. Ну, если я правильно понял…

  • wilde:

    Молоток , Серый !
    Про шунт , думаю , ты прав ( как всегда ).
    Замени мост на входе ( перед фильтрАми ) на гораздо более мощный ( это пока тебе для старта). Шоб бейцы не морочить – замени и тр-ры раскачки.
    И увидишь еле тёплый нагрев радиатора ключей ( а не их взрыв ). При условии ПОЛНОГО отсутствия КЗ.. Думаю так.
    Когда будешь возиться с ЗУ » Орион » ( или его клоном )- поймёшь , наличие станции НЕОБХОДИМО ! При изгалениях с БП бери автопупс , не на 20 – а на 10 W . То есть максимально имитируй работу БП на хол. ходу.
    КОНЕЧНО , если БП без нагрузки не стартует ( как мой ). Играться с резистором на выходе линии +12 вольт ( на минусовую вых. шину ) нет желания ( при изменении номинала сопрот. и его мощности – БП стартует без нагрузки ). Не забудь , что при величине тока в нагрузке от шести Ампер и выше БП через лампу НЕ СТАРТУЕТ..

    Ты пишешь » Комплекта два возьму «=== Купи на барахолке один ( как минимум ) БУ БП ( с такой же ШИМкой ) , рабочий , его цена 150р.Вот тебе и запас .. Я так думаю..

    • Сергей:

      wilde, приветствую!

      Да в том то и дело, Б/У БП с 494 у меня аж 4 штуки! Некомплектные, но есть. Так вот с них я и пытаюсь собрать хотя бы один регулируемый БП, а вообще в планах два штуки! Второй – как зарядное с примочками (может даже на Atmega замахнусь!).
      Ну из тех что есть, на два штуки как раз ЗиПа и хватает! Да и то, мощные входные транзисторы спалил, диоды входного моста спалил… Ну а резисторов, конденсаторов нужного номинала для переделки у меня нету…

  • wilde:

    Привет ! Мощные входные спалил.. Возьми для наладки ( пока) не слишком мощные .. К примеру 13007 или 13009 или 4160 ( да их куча ) подбери примерные по току и такие же по проводимости .. Кондёры можно взять ( для начала и проверки работоспособности схемы ) с чуть меньшими номиналами. Резики тоже.. Главное , чтобы схема ЗАРАБОТАЛА! Потом до кондиции доведёшь… А вообще выставляешь потолок с данного БП ( БЕЗ моста на выходе и игр с резиками от первой ноги ШИМки тридцатки на выходе не получишь ). Добиваешься потолка на выходе , плюс понижающий преобразователь и с него берёшь свои РЕГУЛИРУЕМЫЕ ток и напряжение ). ВСЁ ОЧЕНЬ ПРОСТО !!
    Если не получается с Итальянской схемой НЕ заморачивайся с ней!!!!!!!!!!! Сделай БП на трансе ( или другом ист.питания ) и преобразователе.. Посмотри в ГУГЛе как люди это делают.. Вложений , конечно будет больше…

  • Игорь:

    СПАСИБО! За столь подробное описание.
    Не только зарядное получилось, я перестал обходить стороной импульсные блоки питания. Уже три восстановил. (раньше только кондёры дутые высматривал).

  • Виктор:

    Здравствуйте! Можно Вас попросить о помощи в переделке блока питания?

Оставить комментарий

*